ТО Овертайм - АЛЕКСАНДР СЕРДЮК: "НА ТРЕНИРОВКИ ВСЕГДА БЕГАЛ С РАДОСТЬЮ..."

АЛЕКСАНДР СЕРДЮК: "НА ТРЕНИРОВКИ ВСЕГДА БЕГАЛ С РАДОСТЬЮ..." Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
15.04.2008

Досье «Овертайма»: Александр Сердюк. Родился 3 июля 1978 года. Занимается стрельбой из лука с 13 лет. В 1993 году закончил Харьковское государственное высшее училище физической культуры №1. Первый тренер – Виктор Сергеевич Грушев
Главные достижения: бронзовый призёр Олимпиады-2004 (Афины), чемпион мира-2005 (Дания), чемпион Европы-2004 (Италия), бронзовый призёр Всемирной Универсиады-2003 (Корея), победитель Универсиады-2005 (Турция)
Семейное положение: женат, сыну шесть лет


Лук и стрелы — что-то далёкое, из детства, из сказок и книг о героях. При этом — один из немногих видов спорта, выросших не из развлечения, а из суровых будней. Из тех незапамятных времён, когда мужчина был добытчиком и воином, и лук служил ему орудием и на охоте, и в бою. Кстати, и не только к мужчинам это относится — помнится, были ещё и амазонки, владевшие луком не хуже сильного пола…
Поэтому когда видишь лучника, сразу в памяти возникают и Робин Гуд, и Тиль Уленшпигель, и индейцы. Только стреляют нынче не в дичь и не в соперника, а в мишень.
И всё равно не удерживаюсь от вопроса: а может ли современный лучник повторить подвиг Тиля Уленшпигеля и сбить стрелой яблоко, стоящее на голове у человека?

Вопрос дурацкий, понимаю сразу по реакции Александра Сердюка.
— Нет, никогда. В яблоко из лука могу попасть хоть с девяноста метров, но стрелять, если перед тобой человек, не стану ни за что и никогда – даже с трёх метров.
— А такой стрелой можно убить человека?
— Двух. Попробуйте вытащить стрелу из мишени. То-то же.
Александр Сердюк занимается стрельбой из лука с тринадцати лет. До этого занимался пять лет борьбой, но после переезда с Алексеевки в другой район возникли проблемы — далеко ездить на тренировки. На новом месте секция по борьбе не понравилась: если раньше в группе было шесть человек, то здесь их было сорок. Рассказать и показать каждому тренер физически не успевал. И тут тринадцатилетний Саша увидел, как тренируются лучники. Понравилось. А после этого ещё и тренер пришёл в школу, в их класс. Показал и собрал лук. И пригласил всех желающих прийти на тренировку.
Пришло человек двадцать, вспоминает Александр. Остался только он. Потом было Харьковское училище физической культуры, куда его пригласил его тренер Виктор Сергеевич Грушев — он же и был старшим тренером в ХГВУФК №1.
— Училище — это самая классная база не только для лучника, но и для любого спортсмена, - говорит Сердюк. – Здесь созданы все условия для того, чтобы полноценно развиваться, не отвлекаясь на что-то постороннее, не распыляясь по мелочам. Всё оптимально налажено — и учебная часть, и тренировки, и питание… Всё сбалансировано. Я потому и пошёл в УФК, что занятия в обычной школе не давали возможности тренироваться. А здесь всё продумано до мельчайших подробностей. Всё в одном месте. Утром с восьми до десяти тренировка, потом завтрак, после завтрака идём на занятия. Отзанимались – вторая тренировка, за ней – обед. Если учиться в обычной школе – такое просто невозможно. А в училище я стал кандидатом в мастера спорта международного класса, после окончания попал в сборную.
На самом деле, Саша редко задумывается над тем, сколько лет уже отдано этому виду спорта.
— Как-то были мы в Каховке, рядом были взрослые мужики, стояли, наблюдали, как я стреляю (а серия хорошая была), и один из них говорит: «Смотри, а неплохо стреляет…» А другой ему отвечает: «А что ты хочешь, он же больше чем полжизни уже этим занимается». Я тогда задумался, подсчитал – и действительно… Даже удивился. Всё кажется, что совсем недавно всё начиналось.

Стрельба из лука по праву считается аристократическим видом спорта, строгим и красивым. Но лёгкость, с которой пускают стрелы в мишень, только кажущаяся. Физические нагрузки приравниваются к тяжёлой атлетике. Усилие при натяжении тетивы — двадцать три килограмма. За тренировку производится триста выстрелов. Умножьте. И получится, что лучник поднимает в сумме более шести тонн — это за одну тренировку. Лук весит в среднем около двадцати килограммов (это для мужчин, женский лук тянет на 16-17 килограммов, детский, понятное дело, и того меньше — от пяти до десяти, в зависимости от возраста). Осенью, в межсезонье, - тренажёрный зал для поддержания формы. Но тоже своя специфика: нужно строить тренировки и распределять нагрузки так, чтобы не задавить более тонкие мышцы, которые помогают ловить ощущение, отвечают за качество выстрела.
Шестилетний сын Александра пока ходит в садик и на акробатику. Почему не по папиным стопам? Рано ещё. Луком, говорит Саша, начинают заниматься не раньше десятилетнего возраста. И не только в физических нагрузках дело. Главное — психология. Лучник должен быть психологически устойчивым, тогда и будет результат. И ребёнок должен к тому же понимать, что выбранный им вид спорта — это всерьёз и надолго.
Кстати, жена Александра какое-то время почти ревновала его к спорту. Пока однажды не приобщилась. Был чемпионат Украины в манеже ХПИ, и нужно было организовать буфет, чтобы спортсмены нормально питались. Тренеры не могли этим заниматься — просто времени не хватало. И Саша попросил жену помочь. Хотя к общепиту особого отношения она не имела (у неё два экономических образования), но помочь согласилась.
Буфет буфетом, но после этого чемпионата посмотрела на мужа и дело его жизни уже совсем другими глазами. Как говорится, влилась в атмосферу. Более того, и сама пришла в стрельбу. Причём за полтора года выполнила нормативы мастера спорта – а это очень и очень неплохо, особенно если учесть, что начинал человек с нуля.
— Мне самому очень нравилось, как она стреляет, - признаётся Саша. – Но – произошло радостное событие, сын родился, и теперь она занимается ребёнком. Лук пока отложила.
Интересно, что друзья и знакомые (и даже тренер!) в один голос утверждают, что для Сердюка на самом деле на первом месте не спорт, а семья. Образцовый семьянин — казалось бы, банальная фраза, но на этот раз это констатация факта. И вообще, Сашину правильность (другим словом это не назовёшь – ну есть правильные люди в этой жизни) подчёркивают все. Может, поэтому ему трудно было вспомнить какие-то забавные случаи из жизни в УФК — и тем более случаи, когда ему приходилось бы что-то в той строгой жизни нарушать. Как говорит он сам, никогда не нарушал дисциплину. Да и само отделение стрельбы из лука на хорошем счету. Примерное.
— Вообще, спорт меняет жизнь человека. Точнее, отношение к жизни, - говорит Сердюк. – Когда я стал заниматься в училище, у меня сразу появился другой круг друзей, другие интересы. Там у людей совершенно другие взгляды на жизнь и другое мышление. Мне сразу стали неинтересны мои ровесники, которые тынялись без дела, сигареты стреляли… У меня уже в их возрасте была цель в жизни.
О чём мечтал маленький Саша Сердюк? Говорит, что мечтал побеждать, всегда достигать большего, стремиться выше. Тем более, что в Харькове сильная школа лучников. Станислав Забродский, Дима Шитов — было с кого брать пример. И пока мечты сбываются.
— Я, наверное, счастливый человек, - говорит он, - потому что не у каждого есть то, что есть у меня – и в моральном, и в материальном плане. Есть победы, есть какая-то материальная база, семья есть. Но спорт, понимаете, такое дело, что чем больше у тебя есть – тем больше хочется и тем большего нужно достигать. А совершенству нет предела.
— Ты никогда не жалел, что выбрал спорт – со всеми ограничениями, нагрузками, напряжёнными графиками и всем остальным, без чего настоящий спорт невозможен?
— Нет. Более того, я никогда не чувствовал себя ущемлённым или в чём-то ограниченным. Наоборот, всегда бежал на тренировки с радостью.
Кроме лука, ещё два раза в неделю бегает с друзьями в футбол. По-любительски, конечно, но с удовольствием. А хобби как такового нет по умолчанию, потому что хобби – это то, чем занимаются в свободное время. А свободного времени у титулованного спортсмена и отца семейства как раз и нет. Именно потому что нужно полностью отдаваться на тренировках и кроме этого заниматься семьёй. Раньше, говорит, когда друзья приглашали в гости, ещё соглашались, а теперь говорим – может быть, но не обещаем.
В июле Александру исполнится тридцать лет. Как он говорит, стрелять и стрелять. Но всё-таки вопрос: а нет ли мысли пойти в тренеры, когда возраст выйдет?
Саша задумывается:
— Ну, во-первых, возрастные границы в нашем виде спорта – это очень условно. К примеру, в Афинах я уступил серебро японцу, которому тогда было то ли сорок девять, то ли пятьдесят лет. И при этом двадцать лет назад он был бронзовым призёром. Так что по поводу возраста… А тренером стать – ну, тут тоже вопрос сложный. С одной стороны, хочется. Хочется передавать свои знания, свой опыт. Может, свою методику выработать. С другой стороны, хороший спортсмен – не всегда хороший тренер. Это на самом деле очень тяжёлая работа. Все разные, нужно всех понимать и ко всем найти свой подход. Потом, говорят же, что на рубеже тренер волнуется вдвойне – за себя и за спортсмена. А если спортсменов стоит десять человек? Кроме того, если я и стану тренером, то буду гораздо строже, чем мой тренер. Потому что смотрю на некоторых молодых спортсменов… У меня было бы, как в Корее: там тренер сказал – все поклонились и сделали. Порядок – это вообще доминирующее в этом виде спорта. Этому нас ещё в УФК научили.
— И под конец нашей беседы что бы ты хотел пожелать юным спортсменам?
— Спортивных высот, конечно. Терпения спортивного. Не унывать и не сдаваться. В этом и есть закалка спортивного характера.
Любовь ШЕВЧЕНКО, газета "Овертайм" , 14 апреля 2008 год


 

 


Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >