ТО Овертайм - СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ: «ЧЕМПИОНАМИ РОЖДАЮТСЯ»

СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ: «ЧЕМПИОНАМИ РОЖДАЮТСЯ» Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
31.07.2011

Трофимов Сергей Иванович
Родился 26 мая 1959 г. в Харькове
Мастер спорта международного класса, тренер первой категории по велоспорту
«Динамовец» с 1972-го года, воспитанник первого набора Ирины Кириченко
Многократный призер чемпионатов СССР, двукратный победитель Кубка СССР, многократный чемпион Украины в гонках на треке
Старший тренер ЦС «Динамо», тренер сборной команды спортивного общества
Работал в первом в СССР хозрасчетном велосипедном клубе
Старший тренер отделения велоспорта ХГВУФК №1, старший тренер сборной Харьковской области  по велоспорту



Весной 2008-го года федерацию велосипедистов Харьковской области возглавила новая команда. Президентом стал Сергей Петрович Бычак, спортивный сектор федерации возглавил Сергей Иванович Трофимов. Интервью Сергея Петровича, данное спустя полгода после назначения, вы можете прочитать здесь. Что изменилось с тех пор, и в какую сторону, а также о «горячих» результатах харьковских велосипедистов сегодня нам рассказал Сергей Трофимов.

— С приходом Сергея Петровича на пост президента федерации велосипедистов Харьковской области мы с ним внедрили новую систему. Это было непросто, потому что пришлось ломать стереотипы тренеров. Суть в том, что дети до семнадцати лет могут совмещать разные виды велосипедного спорта: трек–шоссе, шоссе–байк, плюс BMX. Мы сели, посчитали, какие для этого нужны деньги, чтобы сформировать четыре отдельные команды для этих олимпийских видов, получилась нереальная сумма. Мы подняли все протоколы соревнований, провели статистические исследования и посмотрели, как гонщики переходят из одних видов в другие. Практика — это критерий истины. Наши соображения подтвердились мировой практикой велосипедного спорта. Зачем далеко ходить? Сейчас самую знаменитую гонку в мире, «Тур де Франс», выиграл Кадель Эванс — многократный призер чемпионатов мира в байке. И вопрос закрылся сам собой.
— Но мировая практика — это одно, а украинские реалии — совсем другое…
— Когда речь идет о том, что человек попал в национальную сборную, ему восемнадцать лет, он «номерной» спортсмен, получает стипендию, то у него есть основной вид, а второй — вспомогательный. Но детям до семнадцати лет, которые еще не определились с видом, совмещать можно и нужно.
— И вот такую систему удалось привить на нашей почве?
— Да, благодаря нашему президенту федерации. Тренеров у нас слушают хуже, чем чиновников. Уже в этом году мы пожинаем плоды такой инновации. Мы выиграли юношеские игры по шоссе, за два дня до этого у нас Анатолий Будяк был вторым в юношеских играх по байку. Там же Павел Броварник закончил гонку третьим. И Лена Старикова — трековая гонщица, пятикратный победитель юношеских игр — выиграла эти же игры на шоссе. К тому же, Алина Суслина, которая была призером на треке, она же заняла пятые места в «разделке» и групповой гонке. То есть, мы как раз и учли реалии, в которых находимся, и совместили минимальные расходы с максимальным эффектом.



— А откуда появилась сама идея совмещения видом?
— Велосипедный спорт специфичен тем, что у нас объем соревновательной работы достигает 40% от общего объема. То есть, грубо говоря, не может человек быть мастером спорта, если он двадцать тысяч километров в год не проедет, причем 15% у него соревновательного километража. Да, он может выполнить норматив, но один раз. А стабильно показывать результаты на уровне мастера спорта не сможет. Когда я посчитал километраж, который мы набираем в чемпионатах по шоссе, то понял — мы его не набираем. Ведь на национальные соревнования, которые не дают больших наград, нас не будут финансировать.
— Методика ясна, но велоспорт еще и во многом зависит от технического оснащения…
— С этим у нас проблемы, а то мы могли бы выступать и лучше. Для трековых гонок, в которых у нас самые большие достижения, у нас очень большие расходы, дорогой инвентарь. Ну колесо одно стоит девять тысяч. А нам надо хотя бы шесть пар таких колес.
— Но даже при этом медальный план у вас есть?
— Более того, у нас полностью расписана программа, которая позволяет ежегодно давать медали чемпионатов мира и Европы, а также Олимпийских Игр. Получается, если стандартная континентальная команда имеет бюджет полтора–три миллиона евро, мы можем в третью часть этих денег вложиться, а результаты будут такие же. Я готов доказать это на практике. Но ввиду отсутствия финансирования и закона о спорте, ничего это реализовать пока нельзя. Тем не менее, мы шаг за шагом будем двигаться в этом направлении. Сейчас наша Дарья Ткачева, многократная чемпионка в BMX, она уже стала чемпионкой Украины в маунтинбайке и пять раз была в «тройке», в том числе, на тех же юношеских играх.



— С точки зрения техники, спортсмену тяжело перестраиваться?
— Разница только в темпе педалирования. В байке это 110 оборотов в минуту, на шоссе — 90. Это просто надо учитывать в подготовке. Посадка — та же, структура движения — та же. Опять же, не будем забывать, что 80% работы те же спринтеры делают на шоссе. Кроме нас, такой подход показывает только одна команда — донецкий «ИСД», но у них финансирование континентальной команды. При этом мы у них выиграли и шоссе, и байк, и трек. А представляете, что будет, если у нас появятся деньги?
— В чем ищете выход? Клубная система?
— Да. Ничего не нужно придумывать, весь мир работает по клубной системе. И Сергей Петрович сейчас пытается это внедрить у нас, не только для велоспорта, но и для других видов. Пытаемся применить мировой опыт в наших условиях. По мере сил деньги дают областной комитет, ШВСМ, училище, «Динамо» нам сейчас покупает инвентарь. У нас Андрей Варяница отобрался на чемпионат мира, мы ему купили велосипед за двадцать тысяч. Мы не жалуемся, что нам плохо, а делаем все, чтобы было хорошо.
— Любой спорт начинается с отбора талантливых ребят. Как у вас с этим обстоит дело?
— У нас есть методика отбора, которая позволяет отобрать на раннем этапе только тех детей, которые представляют интерес для велосипедного спорта. Я вам скажу, что никакого отношения массовость к спорту не имеет. У нас семь тысяч человек катаются на велосипеде, а много ли желающих участвовать в соревнованиях? Наша задача — выращивать резерв и членов национальной сборной. Мы не занимаемся фитнесом, но пытаемся найти «золотую середину» — члены клуба, которые занимаются велоспортом просто ради собственного здоровья, частично оплачивают содержание профессиональной команды.



— Нижний возрастной порог набора детей остался прежним?
— Мы с Сергеем Петровичем это уже проговаривали, порог можно уменьшать. Если раньше детей в велоспорт набирали в 12–13 лет, то сейчас в школах здоровых детей очень мало. Способных заниматься спортом — еще меньше. Чем раньше мы запрограммируем детей на велоспорт, тем больше шансов, что они к нам попадут. В BMX детей можно набирать с 9–10 лет, это посильный вид, занятия проводятся в игровой форме, тем более что есть на кого равняться. У нас тренируются два первых номера сборной Украины — Владислав Сапожников и Андрей Вербоватый и Саша Чуб, семикратный чемпион Украины.Кстати, нашему губернатору Михаилу Добкину пришло письмо за подписью президента НОКа Украины Сергея Бубки с просьбой содействовать развитию BMX в Харькове.  Вполне возможно, что у нас появится трасса BMX-race. И здесь мы нашли совмещение — скоростной спуск на велосипеде. Правда, это не олимпийский вид спорта, зато очень денежный. У нас один из видов этого скоростного спуска — 4-икс — выиграл Вербоватый, вторым был Сапожников. Он же — чемпион Украины в скоростном спуске.
— Какие главные соревнования ждут «динамовцев» в этом году?
— По системе отбора, которая утверждена министерством, у нас на чемпионаты мира и Европы отобрались в олимпийский спринт по результатам Егор Запольный и Андрей Варяница. И, естественно, Андрей Винокуров претендует на спринт и кейрин. Есть все шансы отобраться у Сергея Омельченко, он в национальной сборной уже на зарплате, в этом году выполнил норматив мсмк.



— Есть ли перспективы на Лондон-2012?
— Кроме Винокурова и Омельченко мы вряд ли кого-то успеем подготовить. Если взять девять женщин со сроком беременности в один месяц, они вместе ребенка никак не родят. Система отбора и подготовки людей базируется на законах физиологии, и никому не удастся их нарушить. Мы с Сергеем Петровичем проводили исследование на тему: «Сколько нужно отсмотреть детей, чтобы найти потенциального мастера спорта международного класса?». Именно с этого уровня начинается большой спорт. Мы посмотрели всю статистику с 1972-го года, именно с этого времени существует такое звание. Оказывается, чтобы найти такого спортсмена, нужно отсмотреть приблизительно 1700 человек. А из этих мастеров международного класса на каждые 15–20 человек — один заслуженный мастер спорта, то есть, человек, который дает медали. В большинстве своем наши тренеры говорят, что поиск талантов — это чуть ли не таинство, дело случая. Но если мы собираемся делать велоспорт бизнесом, мы не можем зависеть от случая. Поэтому мы и разработали методику, позволяющую каждый год давать медаль чемпионата мира. Я считаю, что чемпионами не становятся, а рождаются. И задача тренера — найти человека, в которого стоит вкладывать деньги. Мы можем в шестнадцать лет с вероятностью до 99% сказать, выйдет ли из этого ребенка профессионал, которого заплата минимальная 48 тысяч евро, или нет. Все умеют писать, но писателями или поэтами становятся единицы. Насвистеть мелодию все мы можем, а играть на скрипке — нет. В велоспорте — та же ситуация.

Беседовал пресс-атташе «Динамо» (Харьков) Александр ГРИГОРОВ
 


Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >