ТО Овертайм - СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
20.11.2010

Михаил Павлович Курбатов
Родился 20 ноября 1935 г. в селе Малом Солдатском Беловского района Курской области.
Почетный мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса СССР по велоспорту, заслуженный тренер УССР, заслуженный тренер СССР, заслуженный работник физической культуры и спорта Украины.
Бронзовый призер велогонки мира Берлин–Варшава–Прага, победитель Большого Приза Франции, неоднократный серебряный и бронзовый призер СССР однодневных и многодневных велогонок на шоссе, 28-кратный чемпион Украины по гонкам на шоссе.
С 1972 по 1984 гг. — главный тренер сборной Украины.
С 1984 по 1991 гг. — начальник Центра Олимпийской подготовки при Харьковском велозаводе.
С 1991 по 1997 гг. — главный тренер сборной Туниса.

Когда Случай называют Его Величеством, это не обязательно фигура речи или журналистский штамп. В жизни бывают Случаи, которые нужно писать именно так — с прописной буквы, потому что от них зависит история человечества. Часть этой общей истории — спортивная биография Михаила Курбатова. С велоспортом его тоже связал Случай, который стал счастливым для украинского и советского велоспорта вообще и для многих мастеров этого вида в частности.

— Как получилось, что вы оказались в Харькове?
— Это было в 1952-м году. Дело в том, что в послевоенные годы у нас в деревне было очень тяжело жить, поэтому я поехал на заработки. А я был очень молодой, меня долго никуда не брали. Я поехал домой, приписал себе годы, поменял свидетельство — паспорта у меня еще не было. Вернулся в Харьков и устроился на ХТЗ грузчиком. В 1955-м году меня призвали в армию, в высшее мореходное училище в Ленинграде. Я побыл там пять месяцев, походил-побегал по плацу, и у меня отекли ноги — из-за плоскостопия, с которым в армию вообще-то взять не должны были. Сначала положили в госпиталь, а потом комиссовали. Пошел я в тот же цех, тоже грузчиком.
— А как вас свела судьба с велосипедом?
— Случайно. Но это был счастливый случай. Мы отмечали день рождения товарища, а на стадионе ХТЗ в тот день был футбольный матч. Мы решили пойти. Заходим на стадион, а там была велосипедная секция. Я велосипедами интересовался, мне нравилось еще в деревне кататься, поэтому, как только увидел, сразу подошел. Взял велосипед без разрешения и поехал кататься по стадиону. За мной начали гоняться — я же никого не предупредил. Покатался и поставил велосипед на место. Меня уже собирались «метелить», но тут подходит тренер, Николай Ильич Босенко, и говорит: «Ты хочешь кататься? Так приходи завтра на тренировку, мы посмотрим, какой ты быстрый».
— Сложно рабочему человеку было еще и тренироваться?
— А у них тренировки по вечерам как раз были. Прихожу на следующий день. Дают мне велосипед — дорожный, в десяти местах сваренный. Тренер поставил меня в группу, и мы поехали в сторону Чугуева. Сказал: «Если удержишься — хорошо». А с нами ехали нормальные гонщики на гоночных велосипедах. И вот после разворота в Чугуеве они начали проверять друг друга. Я уселся к ним на колесо и сижу. Смотрю — по одному начинают вылетать, а я все ближе и ближе к первому. Подъехали в Роганскому подъему, и эти гонщики пошли в полную мощь. В общем, на финиш я приехал вместе с лидером.
— Тут же пригласили в команду?
— Да, но я на следующий день встал: ноги — как свинцовые. Хотел пойти на тренировку, а идти не могу. В прямом смысле — не могу ходить. Пошел в секцию только через два-три дня. Начал заниматься, и через месяц тренировок уже участвовал в соревнованиях. Едем мы, я смотрю — тренер заезжает то слева, то справа, и смотрит на меня. Потом взял у меня данные — где я работаю. И на следующие соревнования от работы меня освободил. Опять соревнования, опять гонщики выполняют задания, а я с ними в группе, не отстаю. Опять походит тренер и говорит: «Миша, потерпи еще чуть-чуть, и я тебя вообще от работы освобожу, будешь заниматься только велоспортом, у тебя очень хорошо получается».
— Насколько хорошо получилось в итоге?
— Был чемпионат области, в котором участвовали уже известные на тот момент мастера, такие, например, как Владимир Плотицын — член сборной СССР. Поехали мы 200 км на Красноград и обратно, мне дали уже гоночный велосипед. Погода скверная — дождь. Проехали мы километров 120, группа осталась в пределах десяти человек. Плотицын был со мной в одной команде — ХТЗ. Он подъезжает и говорит: «Меня все равно не отпустят, а ты потихоньку уезжай, я постараюсь их притормозить». Поехал я на подъемчик, смотрю — за мной не бросились. У меня откуда-то появились силы, я стал сильней крутить, и в итоге привез десять минут. Это и был момент начала моего становления как гонщика-велосипедиста.
— Куда вас потом завез велосипед?
— На велозавод. Перевели меня туда с ХТЗ и устроили слесарем-испытателем. Прошел год, и взяли на подготовку, а в 1956-м году была Спартакиада Украины. Я выиграл харьковские соревнования и попал на ту Спартакиаду. Там участвовал Николай Колумбет, член сборной СССР, первый гонщик Украины. В раздельном старте я был пятым. В групповой гонке, километров за десять перед финишем, я бросил группу и уехал сам — на Васильковском подъеме в Киеве. За пять километров до финиша Колумбет меня догнал. Хотел проехать, но я сел ему на колесо. Рядом шла машина телевидения, а он опытный, хитрый — бросился за этой машиной и выиграл. Но меня все-таки взяли в Москву — на Спартакиаду Профсоюзов, в составе сборной Украины. Оттуда я попал на чемпионат СССР, выступал за «Торпедо». Там я впервые участвовал в многодневной гонке — 15 этапов. На этой гонке я занял второе место, а выиграл очень на тот момент известный гонщик Юрий Коледов. Тренер Леонид Михайлович Шелешнев взял меня на карандаш, и с 1957-го пригласил в сборную СССР. Так я и определился окончательно в жизни как велогонщик.
— А как же вы оказались за бортом Олимпийских Игр?
— На Олимпиаде нет квалификации многодневщика, там только командная гонка и групповая. А не попадал я в Олимпийскую сборную из-за маленького роста, хотя по результатам подходил. В команде были Виктор Капитонов, Анатолий Черепович, Юрий Коледов, Юрий Мелихов, мне с ними в росте тягаться было тяжело. В командной гонке все должны сидеть друг за другом, чтобы не было избыточного сопротивления ветру. Тоже самое — с чемпионатами мира. Но это только во-первых. А главная причина была в том, что я состоял в обществе «Торпедо», а надо было в ЦСКА или «Динамо». Меня приглашали и туда, и туда, но я был патриотом своего коллектива и потому не согласился на переход.
— Однако с харьковским «Динамо» вас связывает многое…
— Естественно, будучи тренером сборной Украины, я поработал со многими воспитанниками «Динамо». Например, в 1983-м году мы выиграли Спартакиаду Народов СССР, и в сборной Украины участвовал Сергей Змиевской, «динамовец». Через меня проходили все кандидаты в члены сборной СССР, всего я воспитал 32 мастера спорта международного класса.
— На закате карьеры гонщика готовили себя к тренерской работе?
— В 1967-м году я закончил гоняться, тогда же окончил Педагогический институт. Я, кстати, потому и закончил карьеру гонщика — усиленно готовился к госэкзаменам. До этого была и высшая школа тренеров в Киеве, где я учился на стационаре, а не на заочном. Брал задания на сборы, на соревнования, и выполнял. Потом заканчивал в физкультурном диспансере медицинские курсы. Тренером в сборную Украины меня привлекали с 1970-го года. А с 1972-го я уже самостоятельно возглавил сборную. Из самых известных моих воспитанников могу назвать чемпиона мира Анатолия Чуканова, хотя, повторяю, много их у меня было, всех не упомнишь. Тот же Василий Жданов проходил у меня сборы.
— После распада СССР спорт оказался в тяжелом материальном положении…
— Поэтому я в 1991-м году уехал работать в Тунис, тренировал их сборную. Пробыл я там до 1997-го года, и работал бы дальше, меня не отпускали, но я уехал из-за того, что там очень жарко — два месяца по 50 градусов жары, я такого не выношу. Да и здоровье начало потихоньку сдавать. Под моим руководством Тунис выигрывал чемпионаты Африки и Азии, один парень, «андер», был четвертым на чемпионате мира. Но главное для них — чемпионат Африки, это, как у нас Спартакиада. Мы их много раз выигрывали, у меня даже правительственная медаль есть.
— Сейчас за гонками наблюдаете?
— Конечно. Сейчас многое изменилось — и подготовка, и техника. Ну, если сейчас велосипед весит пять килограммов, а у нас он весил двенадцать. Я ж его должен был в гору тащить. А подготовка — совершенно на другом качественном уровне. Понятно, что есть допинг, но не все же его принимают.
— А дороги?
— Никакого сравнения. Сейчас в Харькове такую хорошую окружную дорогу сделали. Да и в других городах — тоже чудеснейшие дороги, в сравнении с теми, по которым мы ездили.

От всей души поздравляем Михаила Павловича с 75-летием и желаем ему крепкого здоровья и ровной жизненной дороги, по которой и он сам, и многие его воспитанники, и совсем юные спортсмены еще не раз проедут на велосипеде, который стал смыслом жизни для великого спортсмена и тренера.






Беседовал Александр ГРИГОРОВ

 


Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >