ТО Овертайм - ИЗОБРЕТЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДА

ИЗОБРЕТЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДА Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
03.03.2010
ИЗОБРЕТЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДА

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

ВОРОНЦОВ Реджинальд Иванович
Родился в 1937-м году в Нерчинске Читинской области
В Харьков переехал в 1944-м году
Мастер спорта по велоспорту
Серебряный призер чемпионата СССР в гонке на тандеме вместе с Игорем Севруком, серебряный призер на тандеме и бронзовый призер в групповой гонке чемпионата Профсоюзов, обладатель наград многих спортивных обществ СССР
Стаж гонок — 20 лет
Как конструктор награжден медалью «За трудовую доблесть», двумя золотыми и серебряной медалями ВДНХ
Является разработчиком знаменитого спортивного велосипеда «Тахион» (1981)

Когда хотят успокоить творческий пыл собеседника, обычно говорят: «Не надо изобретать велосипед». Выражение стало настолько расхожим, что иной раз действительно задумываешься — а стоит ли его, велосипед, изобретать. Пример Реджинальда Воронцова показывает, что не совсем простое это дело — изобрести (а в современных реалиях — разработать) велосипед. Раз уж над этим вопросом трудился сам Леонардо да Винчи, значит, ответ того стоит. Но если великий итальянец стал знаменитым отнюдь не из-за велосипеда, то Реджинальд Иванович снискал мировую известность именно благодаря двухколесному транспортному средству, приводимому в движении мускульной силой человека.

Историческая справка
Сведения о велосипедах и самокатах до 1817-го года сомнительны. Кстати, рисунок двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи или его ученику Джакомо Капротти, по мнению многих историков, является подделкой. Причин для сомнений — три. Во-первых, изображение на эскизе конца 15-го века подозрительно похоже на современный велосипед. Во-вторых, непонятно, почему прекрасный рисовальщик Леонардо изобразил педали ниже уровня земли. В-третьих, велосипед нарисован графитным карандашом, а графит был открыт в Камберленде через тридцать лет после смерти да Винчи.

— Реджинальд Иванович, что послужило отправной точкой вашей велосипедной деятельности?
— Вообще-то в детстве мы все в футбол играли. Я тоже играл — сначала во дворе, а потом — в детской команде «Динамо». Затем пошел в единоборства — самбо занимался и боксом — у Семена Донде. В 1953-м году мама мне подарила велосипед, и я на нем постоянно катался. К тому времени прежние мои секции распались, и в 1954-м мы с друзьями решили пойти в секцию велоспорта на «Динамо». У меня как-то хорошо это дело пошло — чуть ли не через неделю во время соревнований на Белгородском шоссе я выполнил первый разряд. Тренер Александр Черный определил меня сначала в юношескую шоссейную команду четвертым номером, а потом поставил в мужскую команду. Так я и гонялся до 1974-го года, потом тренировал ребят в «Динамо», «Зените», «Авангарде». Звезд с неба не хватал, но ученики у меня были хорошие.

Историческая справка
В 1817 году немецкий изобретатель барон Карл Дрейз создал первый самокат, который был назван «машиной для ходьбы». У самоката был руль и седло. Он был назван по имени изобретателя — дрезиной. В 1818-м году был выдан патент на это изобретение.

— Ваш переход в конструкторы произошел уже после завершения карьеры гонщика?
— Да, это был 1978-й год, мне предложили должность заместителя главного конструктора Харьковского велозавода. А я после ХИИКСА уже занимался металлоконструкциями, правда, по допускам это были разные конструкции. Я до того сам хотел напроситься на велозавод в конструкторский отдел. Но прошлый «главный» мне отказал, да и зарплата там была меньше. Со второго раза пригласили сами, и я занялся спортивными и спортивно-туристскими велосипедами.
— Откуда брали вдохновение? Ведь конструктор — работа творческая...
— Вдохновение черпал из гоночного прошлого — я знал, что нужно спортсменам. К тому же подстегивал уровень зарубежных велосипедов, хотя отставали мы тогда от них сильно. Заводские велосипеды «сдирали» с заграничных, больше ориентировались на французов, только технические допуски свои ставили. И вот у меня появилась возможность воплотить конструкторские задумки. Времени на ожидание музы не было — приходилось много работать. Мне жена на работу давала яблоки, я в конце рабочего дня открывал ящик, а у меня там этих яблок уже собралась гора.

Историческая справка
В 1839–1840 годах изобретение Дрейза было усовершенствовано. Шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к нему педали. Несколько лет спустя английским инженером Томпсоном были запатентованы надувные шины. Однако они были технически несовершенны и не получили распространения в то время. Массовый выпуск велосипедов с педалями был начат в 1867-м году. Придумал название «велосипед» Пьер Мишо (от лат. velox — быстрый, pes — нога).

— В процессе этой упорной работы и появился знаменитый «Тахион»?
— Да, но там была предыстория. Замом главного конструктора я проработал несколько месяцев — не сошелся с директором по ряду вопросов. Но буквально сразу меня пригласили на должность главного конструктора проекта спортивных велосипедов в ЦКТБ велостроения — тоже на территории ХВЗ. Параллельно на этом месте работал Георгий Панин, но он уже собирался на пенсию. Он и начал работу над велосипедом «Москва-80» — это было задание Минавтопрома к Олимпиаде. Но мы-то прекрасно понимали — даже если сделаем «золотой» велосипед, никто на Олимпийских Играх на нем не поедет.
— А на чем собирались ехать?
— Я вник в эту «Москву-80». За основу был взят велосипед Colnago-Mexico — на нем побеждали на Олимпийских Играх в Мексике. Как наши получили этот велосипед, я не знаю, но в сборной он был. Colnago-Mexico имел четкое применение — индивидуальные, парные и командные гонки. Внесли мы в него кое-какие новшества, сталь в узлах поменяли на титан, хотя толком еще и не знали, какая марка титана лучше в работе — разобрались уже после испытаний. Велосипед получился довольно приличным, весил около восьми килограммов. Дали на пробу этот велосипед ленинградскому «Локомотиву», они там поломали кое-что, а нам всыпали по первое число. Панина уволили, и я остался один.

Историческая справка
Изобретение металлического колеса со спицами предложил Каупер в 1867-м году. Два года спустя у велосипедов появилась рама. В конце 1870-х годов англичанин Лоусон изобрел цепную передачу. Первый похожий на современные велосипед — «Rover» — был сделан английским изобретателем Джоном Старли в 1884-м году. Спустя год был налажен массовый выпуск.

— Каков был ваш взгляд на спортивно-велосипедную проблематику?
— У меня были такие мысли: сделать велосипед не чисто под командную гонку, а для всех соревнований. Я начал экспериментировать с геометрией рамы, в 1981-м году появились опытные образцы — и шоссейный, и трековый. Начали думать, как назвать. Дебаты на совещаниях были большие — я предлагал назвать «Кентавр», а мне говорят: «Не может так называться советский велосипед». Начальник у нас был мужик простой, говорит: «Что ты голову морочишь? Давай назовем “Воронцов”!». А я отвечаю: «Рано еще. Нужно себя как фирму проявить посильнее». Тут сын приносит статью из научного журнала, где фигурирует гипотетическая частица, движущаяся быстрее скорости света — тахион. Такое название подошло всем.
— А в чем состояла сама суть изобретения?
— Суть — в раме: она получилась жесткой и «катючей». Я ее сделал ниже и короче, она вышла компактной, но при этом здорово «катилась». А для гонщиков это главное — раз рама жесткая, есть куда приложить усилие, получается хороший накат.

Историческая справка
В 1888-м году шотландцем Бойдом Данлопом были изобретены каучуковые шины. В отличие от запатентованных резиновых они были совершеннее и надежнее. Годом позже были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода. Примерно в это же время был изобретен ручной тормоз. В девяностых годах позапрошлого века были изобретены алюминиевые велосипеды.

— Сколько всего было модификаций «Тахиона»?
— За тринадцать лет работы было тринадцать моделей и модификаций — я закончил в начале 90-х, когда началась разруха. Защищено порядка десяти авторских заявок на изобретения. Задумок было больше, но не все пошли в производство. Охотно предоставлял «Тахион» всем желающим, кто хотел показать хороший результат в гонках, свой экземпляр всегда возил с собой. На соревнованиях в Минске в 1982-м году эстонец Олег Лядов просил у меня велосипед на пробу. Он проехал, и сказал, что если я на следующий год сделаю ему такой велосипед, он гарантирует «золото» в «разделке» на чемпионате СССР. Олег хоть и хулиганистым был немного, но гонец — разумный. Сделал я ему велосипед, и он лучшему гонщику сборной «привез» порядка пятидесяти секунд — фора солидная. А бронзовую медаль на «Тахионе» завоевал представитель профсоюзов Андрей Стрельников из Краснодара. Дело пошло — нам выделяли валюту, мы покупали трубы, комплектующие, оборудование, седла... велосипеды пользовались сумасшедшим спросом, хотя стоили, как автомобиль.
— Как смотрелась ваша рама в сравнении с иностранными аналогами?
— Да вот тот же Лядов потом соревновался на нашем велосипеде в триатлоне. А потом как-то приехал ко мне и рассказал, что без моего ведома отдал раму на заграничную фирму, которая проводила сравнительные испытания рам для индивидуальных гонок. Там было около восьми лучших фирменных рам — Colnago, Cinelli, Bianchi, Rossin и другие. Моя рама оказалась лучшей по всем признакам — накат, жесткость, аэродинамика, эргономика.

Историческая справка
В 1903-м году был изобретен планетарный механизм переключения скоростей. Аналог сегодняшнего переключателя скоростей родом из 1950-го года, его изобрел итальянский велогонщик и производитель велосипедов Туллио Кампаньоло.

— Желающих прокатиться на «Тахионе», наверное, было хоть отбавляй?
— Да, этот велосипед помог многим. Был, например, такой случай. Подходит тренер и говорит: «Есть у меня пацан, мастер спорта, а до мсмк ему не хватает нескольких секунд, ничего не могу сделать». Я дал велосипед, и парень на нем даже превысил норматив.
— А до сборной СССР «Тахион» так и не добрался?
— После случая с Лядовым, ребята из сборной изъявили желание гоняться на «Тахионах». В конце концов, подошел главный тренер сборной Виктор Капитонов: «Когда ты нам дашь свои велосипеды?». А я на них был немножко злой, потому что они признавали только Colnago, нас постоянно угнетали, в том числе и по судейской линии. Я ответил: «Виктор Арсеньевич, они вам не нужны, вы ездите на Colnago, ну и продолжайте ездить».

Историческая справка
В 1974-м году начали производить велосипеды из титана, годом спустя — из углепластика. В 1979-м году был выпущен «Москва-80» — велосипед высшего класса для шоссейных гонок.
Это лучший из советских гоночных велосипедов 60–80 годов. В его разработке принимал участие харьковчанин Реджинальд Воронцов. Он же разработал велосипед «Тахион», с 1981-го по 1992-й годы было выпущено около 400 соревновательных экземпляров этой модели. Велокомпьютер, отслеживающий скорость, время, нагрузку был изобретен в 1983-м году. В девяностых годах стали популярными системы индексного переключения скоростей.

— Если говорить философски — что для Вас велосипед?
— Это — друг. Это — средство познания и общения. Это — образ жизни. Я давно участвую в ветеранском велосипедном движении. Может быть это нескромно, но глядя на меня, многие ребята ушли от вредных привычек, уселись на велосипеды и обрели полнокровную жизнь. Да, пожалуй, если коротко, то велосипед — это жизнь.





Александр ГРИГОРОВ
 

Комментарии  

  1. #1 Герман Измалков
    2011-06-2716:24:24
    Мои 302 изобретения - www.apxu.ru/.../german.htm
    Ниже излагаемый велосипед мог бы навсегда заставить замолчать людей, говорящих "Не изобретай велосипед!", так как он на большой порядок лучше нынешних цепных велосипедов.
    На фиг.1 схематично показан велосипед, общий вид; на фиг.2 – вид А на фиг.1.
    Предложенный велосипед состоит из рамы 1, на которой жестко установлен вал 2, на котором находятся с возможностью вращения стержни 3 и 4, которые жестко связаны соответственно с цилиндрическими зубчатыми венцами 5 и 6, выполненными в виде дуг. На раме 1 с возможностью вращения находится заднее колесо 7, которое связано механизмами свободного хода 8 и 9 соответственно с втулками 10 и 11. Механизмы свободного хода 8 и 9 имеют одинаковые направления действия с колесом 7. Зубчатые венцы 5 и 6 связаны одинаковыми зубчатыми зацеплениеми соответственно с втулками 10 и 11 через соответственно зубчатые венцы 12 и 13. Стержни 3 и 4 имеют жесткую связь с соосными их вращению соответственно блоками 14 и 15, которые связаны соответственно гибкими связями 16 и 17, выполненными, например, в виде плоских цепей, соответственно с блоками 18 и 19, жестко связанными между собой соосно осью 20, имеющей возможность вращения на раме 1, и при этом навивка связей 16 и 17 на трех любых этих блоках направлена в одну сторону, а у любого четвертого блока – в противоположную сторону. Связи 16 и 17 жестко связаны концами со своими блоками. Зубчатые венцы 5 и 6 имеют соответственно консоли 21 и 22 для ног человека, сидящего на велосипеде (на чертеже не показан), а направления действия механизмов свободного хода 8 и 9 соответствуют тому, что вращение через них передается на колесо 8 всегда при воздействии человеком на консоли 21 и 22 вниз.
    Езда на велосипеде осуществляется следующим образом. Человек давит на консоли 21 и 22 поочередно вниз. Так как стержни 3 и 4 соответственно блоками 14 и 15 соответственно через связи 16 и 17 связаны с соответственно блоками 18 и 19 и при этом направления их навивок на трех блоках одинаковы, а на четвертом блоке имеется другое направление навивки, то стержни 3 и 4 всегда вращаются в разных направлениях. Так как зубчатые венцы 5 и 6 имеют соответственно одинаковые зубчатые зацепления соответственно с втулками 10 и 11, то колесо 7 получает направления вращение всегда в одну сторону, так как и механизмы свободного хода имеют одно направление действия с колесом 7. Для наличия на велосипеде заднего хода и ножного тормоза механизмы свободного хода 8 и 9 должны выполняться управляемыми на изменение направления их действия с колесом 7.
    Вышлю чертежи м еще много описаний с чертежами на ваш емейл. Мои координаты: Украина, г.Запорожье, телефоны: 80504516461, 38(061)224-13-89 , , Skype - magtelom, icg – 735893

Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >
ХОФВ