ТО Овертайм - ФАБРИКА СПОРТИВНЫХ ЗВЕЗД

ФАБРИКА СПОРТИВНЫХ ЗВЕЗД Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
15.12.2008

Валерий Гончаров: «В последнее время стал сентиментальным…»



Досье «Овертайма»: Валерий Гончаров
Родился 19 сентября 1977 г. в Харькове/ Рост – 168 см, вес – 58 кг.
Заслуженный мастер спорта. Гимнастикой занимается с 4 лет.
Выпускник Харьковского государственного высшего училища физической культуры №1
Образование — высшее, окончил харьковскую Академию физической культуры и харьковскую национальную юридическую Академию им. Ярослава Мудрого.
Первые тренеры: Николай Крымский, Евгений Москвин.
Олимпиада-2000: 2-е место (командные соревнования)
Чемпион олимпийский Игр в Афинах-2004 (брусья).
ЧМ-2005 – 3-е место (перекладина).
ЧЕ-2005 – 3-е место (перекладина).
Тренер: Игорь Коробчинский
Защищает цвета спортивного клуба «Биола»
Женат.
Хобби — бильярд


Мой тридцатилетний опыт спортивной журналистики позволяет утверждать, что иногда сам процесс организации интервью бывает не менее любопытным, чем собственно само интервью  Именно так произошло в случае с олимпийским чемпионом Валерием Гончаровым. Интервью с ним я планировал (даже созванивался и предварительно договаривался) еще до олимпиады в Пекине, да вот только как-то «руки и не дошли». Но, как говорится, лучше поздно, чем… Это «поздно» выпало на прошлый понедельник.

Именно в самый тяжелый день недели в течении несколько часов набирая номер телефона Валерия, но голос из трубки доносился вовсе не Гончарова, а милой девушки, сообщавшей мне каждый раз об отсутствии абонента в сети. И только часам к пяти вечера вместо компьютера, говорившим уже ставшим совсем близким и родным женским голосом, услышал самого чемпиона. Оказалось, что он только что приземлился в киевском аэропорту. Немного устал. Дать интервью? — Пожалуйста. Да только на следующий день. Чтобы отдохнуть после дороги. И вот только мы ударили по рукам, как Валерий заметил — у него есть одно условие. Созвониться с пресс-атташе спортклуба «Биола» и согласовать это самое интервью. Через пару минут, получив смс с номером телефона этого ответственного работника по имени Ирина, ей же и звоню. Интервью? Нет проблем. В обмен — укажите, что Гончаров состоит в нашем клубе. Да тоже — нет проблем.
— Я Вам завтра позвоню и сообщу точное время, когда Валерий сможет с Вами поговорить – словно поставила подпись под разрешением, сказала Ирина.
Честно говоря, тогда подумалось, что вот оно — приехали. Началась рутинная бюрократия. Однако, к счастью, ошибся. На следующий день Ирина перезвонила и сообщила, точное время нашего разговора с Валерием, а еще (чем, в общем-то добила меня окончательно) поинтересовалась — какие бы мне хотелось получить фотографии Гончарова. В спортивной форме? Портфолио? На соревнованиях? В обыденной жизни? К такому сервису я был абсолютно не готов, а потому ответил, мол, на Ваш выбор. И вот здесь я попал в самую «десятку». Но узнал об этом уже после того, как закончил интервью с Гончаровым. А чтобы и вам не давать фору, тоже заранее ничего не скажу. Читайте сами. Я только включу диктофон и «расшифрую» нашу получасовую беседу...      

— Валера, чем сейчас занимается олимпийский чемпион?
— Так ничего пока не изменилось — тренируюсь, готовлюсь к новым стартам.
— И твое заявление о планах на олимпиаду в Лондон не корректировалось?
— Я об этом говорил серьезно и, надеюсь, что все так и случится. Главное — желание у меня есть.
— После Пекина уже анализировал свое выступление? Чем остался доволен, не доволен?
— Да, в принципе, ни чем не остался доволен. Потому что в данной ситуации, наверное, и невозможно быть довольным, да? Но определенные выводы для себя сделал, все равно это — опыт.
— Обратимся к истокам. Положа руку на сердце, повторил бы свою жизнь?
— Естественно.
— Я имею в виду то, что дорога твоя была усыпана то не только розами…
— Ну, конечно. И на этом фоне все остальное чувствуется более острее. Придает какого-то перца!
— Харьков твой родной город? Уже боюсь спрашивать — разговаривал недавно с Ольгой Слюсаревой, твоей однокашницей по УФК, так не смотря на то, что родилась она в Червонном Донце, разные СМИ приписывают ей и Тулу, и Пятигорск…
— Да Вы что? Нет, я — харьковчанин! Здесь же и начал заниматься гимнастикой, куда привел меня мой старший брат. Сначала просто ходил с ним на тренировки, просто там побаловаться… Ну, по-детски… А потом вот это баловство переросло уже в более серьезное увлечение.  
— Я вот, кстати, видел недавно телефильм о гимнастках, молоденьких совсем девчушках… Так вот показывали, как мучат бедных детей — с этими шпагатами, поклонами, отклонами… До слез прям доходит. И это может стать увлечением? Как ты говоришь…
— К сожалению, это необходимый процесс. Я, конечно, не плакал, но, скажу, неприятных таких вот моментов — да, было много. Но то, что мне было больно, тяжело иногда… Я это всё держал в себе. Не жаловался никому.
— Я так понимаю, что сначала ты ходил в обычную школу...
— Да, школа то была обычной, но сделали просто в ней спортивный класс. Это была 151-я школа возле «Металлиста». У нас был свой график — учительница встречала нас на стадионе, где мы тренировались. Сначала придет, заберет мальчиков, потом девочек, «художниц»… и приводила в школу на уроки. Отучились — отвела обратно. Вот такая «челночная» была у нас система. Потом, уже в четвертом классе перешел уже в другую, 74-ю школу, на ХТЗ. Там тоже был спортивный класс — гимнасты, пловцы…
Ну, а потом, если у тебя есть достойные результаты, дорога тебя в любом случае приведет в спортивный интернат, в УФК.
— Серьезный для тебя момент был? Это ведь не только подтверждение твоего профессионализма было, но и такие нюансы, как оторванность от дома…
— Не знаю, правда, как сейчас, но в мое время, когда я там учился, дело обстояло так, что местным, харьковчанам, разрешалось в интернате не жить. В том плане, что ночевать ездили домой. Главное вовремя на тренировку прибыть. А там уже — учеба, питание, это все в училище (сейчас действует, кстати, такая же система – прим. В.М.). Так что в училище я был только во время тренировок и учёбы. А все остальное время — дома.
— «Все остальное» — это практически сон.
— Выходит, да. Но были же еще и выходные!
— Образование ты достойное получил? Или так — поверхностное? Тренировки, сборы, соревнования…
— Да нет. Я старался нормально учиться. А что касается сборов, соревнований — приходилось с учебниками ездить.
— Двойки получал?
— Хм. Ну, бывало, что тут скрывать?
— А скидки учителя не делали на то, что стал, допустим, чемпионом Украины? Скажем, прибавляется один бал за то, что выиграл золотую медаль…  
— Ну что вы (смеется)! Такого не было. Это же спортивное училище, там все спортсмены. И если каждому делать такие вот скидки за медали, что какой смысл тогда в этом образовании? А вот поблажки определенные — это было. Исходя из твоего графика выступлений, сборов, можно было перенести время сдачи экзамена, например, контрольных там… Но добавлять бал за медаль… Хотя тем, кто сейчас там учится, идея такая, может быть, понравится (смеется).
— Какой предмет терпеть не мог?
— Да даже так сразу и не скажу…
— Я, например, не знаю почему, правда, химию на дух не выносил…
— Ну, не химия уж точно. У нас по химии была очень симпатичная преподавательница, так что на ее уроки все ходили с удовольствием (смеется).
— Позволило ли тебе полученное в училище образование потом уже… Ну, сажем так — уверенно поступить в ВУЗ?
— Да, конечно. Я и харьковский институт физкультуры закончил, и также харьковскую юракадемию. При этом честно скажу, поблажек при приеме никто не делал.
— Вернемся к гимнастике. Почему именно брусья? Аура какая-та в Харькове? Сначала Рустам Шарипов здесь преуспел, потом ты…  
— Даже как-то не задумывался об этом. Ведь нельзя и сказать, что брусья в Харькове это специально определенное направление. Так совпало. Что и у Рустама, и у меня определенные способности в этом виде. Возможно даже на физиологическом уровне.
— Ты бы мог стать олимпийским чемпионом на другом снаряде?
— Да, конечно. Например, на перекладине. В тех же Афинах я точно так же мог бороться за медаль на перекладине. Я  там был в финале, но, к сожалению… Я тогда приготовил очень сложную программу, пошел на риск и допустил ошибку. Но в принципе, если вот те две части программы, которые я выполнил, соединить только без моего падения, то это была бы еще одна медаль. И не исключено, что самого высокого достоинства.   
— У тебя солидное имя спортивное. Не думал о создании собственной школы?
— Да, конечно, мысли такие были. Но сейчас об этом как-то я еще так целенаправленно не думаю. Вот когда закончу сам выступать, тогда и мысли в этом направлении более конкретные появятся. А заниматься этим одновременно… Я так не люблю. Да и думаю, что так не должно быть. Если уж отдаваться какому-то делу, то — только полностью. Только тогда все будет на достойном уровне.
— Я разговаривал с Рустамом Шариповым перед олимпиадой в Пекине. Он очень о тебе высокого мнения, много слов добрых я о тебе услышал. Аж даже как-то подумалось — а не пойдешь ли ты по стопам Шарипова. В том смысле, что как и он (впрочем, он далеко не одинок в этом) тоже после завершения карьеры отправишься на ПМЖ в США?
— Да честно говоря — не хотелось бы. Но опять-таки — всё будет зависеть от того, как я смогу себя реализовать по окончании карьеры спортсмена. И если будут возможности комфортно работать и жить в Украине, нормально содержать свою семью, то, конечно, хочется быть здесь, у себя на родине. Где вокруг все друзья, родные, близкие… Если же ситуация в стране будет иная…
—… попросишь политического убежища…
— Да, где-то так (смеется)
— А как на счет того, чтобы в Харьков вернуться?
— Даже не знаю… Очень к Киеву привык, потому что уже 16 лет здесь прожил. И в Харьков я сейчас приезжаю раз в год, на пару дней, если какие-то дела… Поэтому…
— Ничего, не спеши. Когда-нибудь тебе наш мэр Михаил Добкин подарит от города спортивный комплекс твоего имени. И откроешь свою школу…
— Это просто космические мечты какие-то… Так не бывает…
— Но клюнул бы на это?
— Конечно, почему нет?
— Вот, а ты говоришь — Киев. Главное условия и заинтересованность. К сожалению, у нас принято разбрасываться спортсменами. Ладно, пофантазировали и хватит. Скажи мне другое — практически всю жизнь, из года в год, изо дня в день ходить в гимнастический зал… Как это может не надоесть?
— А вот не надоедает. Знаете, чем отличается гимнастика от других видов? Здесь постоянно происходит творческий процесс. И нет никакого монотонного процесса. В любом случае, всегда ты учишь что-то новое — программа меняется постоянно, ты должен по-другому что-то переделывать. Составлять новые комбинации, доучивать что-то, что-то вспоминать. Это же интересно — какой-то там элемент… Я его делал, допустим, десять лет назад. Потом он стал не актуален, а сейчас, допустим, снова стал цениться… Получаешь от этого новые ощущения. Поэтому здесь творчество — постоянно. И оно не может надоесть.
— Как на личном фронте?
— Все отлично.
— Ты женат?
— Да. Жена — Ирина.
— А она случайно не пресс-атташе твоего нынешнего клуба?
— Совершенно точно.
— Так чего ж ты сразу не сказал? А то — позвоните, согласуйте с пресс-атташе…
— Ну, прикольнее бы, наверное, звучало: позвоните и согласуйте мое интервью с моей женой (смеется). Поэтому действовал, как и предусмотрено контрактом.
— Ты сильный человек? Такой убийственно мужественный… Или сентиментальный?
— Думаю, что здесь должно быть все гармонично. И у меня в этом как раз гармония. Я могу быть разным.
— И прошибало когда-нибудь на слезы?
— Конечно. Конечно. И причем… В последние годы я стал более сентиментальным…
— Не пугай меня — это обычно уже более стариковское…
— Да нет, дело не в этом. Просто в последнее время стал замечать многие вещи, которые раньше меня совершенно не трогали. Какие-то жизненные моменты, ситуации. А вот сейчас я уже по-другому на все это смотрю. И это естественно. С годами жизненный опыт прибавляется, происходит какая-та переоценка ценностей…
— Справедливость для тебя превыше результата?
— Справедливость? Да, безусловно.
— Я вот имею в виду тот же случай с Немовым на Олимпиаде в Афинах, когда его засудили. Какое вот твое отношение к тому, к кому, например, ушла эта медаль?
— Знаете, там же нельзя сказать, что незаслуженно. Просто возникла такая ситуация. На самом деле там был моментик, к чему можно придраться в выступлении Лёши. Ошибка на соскоке. И она бала такая… Очень явная. Понятно, что его авторитет вызвал у болельщиков такую реакцию. Но зрители это одно, а судьи — другое. Весь мир его любит, уважает… И вроде как сделал все хорошо… Зрители то закрывают глаза на те технические помарки. Да и им все равно по большому счету. Человек хорошо сделал, он им нравится, давайте медаль… Профессионалы же оценили по-другому. Вот и вышел небольшой скандальчик. Но на самом то деле ошибочка была.
— То есть больше — российский пиар?
— Ну, не то чтобы пиар… Я просто проще отношусь к этой ситуации. Ну случилось так. Народ поддержал — все хорошо, молодец…  Лёха в ответ тоже по-человечески поступил. Вышел, успокоил публику, дал возможность выступить американцу…
— Что у тебя украла гимнастика?
— Украла? Ну, нельзя так сказать, что украла, но… Пришлось кое-чем жертвовать, конечно. Очень было времени мало в детстве… Ну насладиться по-настоящему детством. Погонять мяч с пацанами там, где-то полазить, что-то там… Прочувствовать такие вот моменты. Потому что с самого детства ты уходишь из дома — еще темно. И приходишь домой — уже темно… Вот так и проходило все детство. В жертву было принесено и общение с родными. Вот уехал я в Конча-Заспе в 92-м году, и с тех пор в Киеве и остался жить. Времени на общение с родными… Ну, так, по телефону разве что… Но это не то… Особенно ярко понимаешь это когда ушли родители… И ты думаешь — как мало за эти годы ты с ними общался, а теперь — всё…
— За эти годы сотни ты, наверное, интервью раздал. А какой вопрос тебе так и не задали?
— Сложно ответить. Потому что вопросов, действительно, было очень много. И самые разные. Вот когда-то был на радио в прямом эфире, и очередной слушатель задает вопрос: «Вот Вы, Валерий, такой замечательный спортсмен, такие результаты, то, сё… А вот Вы не ощущаете, что Вы как клещ на шее общества…» Студия все переполошилась, все забегали (смеется)…. Я ему тоже по-взрослому ответил что-то, уже и не помню. Но вот вопрос этот врезался в память.
— Вчера мой звонок застал тебя, когда ты приземлился в киевском аэропорту. Это откуда ты прибыл?
— Я прилетел из Германии, был на этапе Кубка мира. Показал шестой результат. На брусьях.
— Всё те же брусья…
— Ну да. У нас в декабре в Мадриде финал будет Кубка мира, и я рассчитываю попасть на него именно на брусьях     
— Теперь давай соблюдем обязательства и отметим, что ты из спортклуба «Биола». Ну и заодно скажи — что для тебя лично дает то, что ты в нем состоишь?
— Ну, во-первых, это понятное дело, что — материальная сторона. Во-вторых, клуб занимается пиаром, раскруткой своих спортсменов в средствах массовой информации.
— А твои какие обязательства перед клубом?
— Ну, прежде всего, от меня требуется моя работа в зале, выступления на соревнованиях. Во-вторых, естественно, во время эфиров, во время интервью везде пишется «Член спортивного клуба «Биола»…
— Ну, хоть в этом Украина приближается к цивилизованному миру…  Валера, и — последний вопрос. Не хочу банально завершать интервью твоими пожеланиями начинающим… Лучше дай совет — как надо настраиваться на старты, чтобы побеждать?
— Знаете, а ведь на такой вопрос нелегко ответить… Во-первых, нельзя сказать, что у меня есть какая-та стандартная формула. В любом случае, я всегда стараюсь совершенствоваться в этом плане. Всегда нахожу для себя такие вещи, чем я могу себя задеть, чем я могу себя уговорить… И этот поиск постоянный. Нельзя сказать, что вот я встал, зачесал волосы в определенную сторону и всё — я себя настроил. Нет. Из года в год стараюсь находить для себя наиболее эффективные методы настроя. И мне кажется, что все это настолько индивидуально, что Васе, допустим, подойдет, а Пете — совсем даже наоборот. Нужно постоянно «ковыряться» в себе, вести внутренний постоянный диалог, находить с самим собой общий язык. Впрочем, это важно и не только в спортивной жизни…
Расспрашивал Владимир МАРКОВ? газета "Овертайм", ноябрь 2008 года       
Фото предоставлены СК «Биола»
 

Комментарии  

  1. #1 дима
    2011-12-0620:24:49
    Подскажы а где в харькове гимнастический зал!!
    Давно хотел позаниматься))

Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >